Ремонтопригодность литых дисков
Владельцы литых дисков часто сталкиваются с ситуацией, когда их некогда крутые и роскошные изделия утрачивают свои качества — теряют блеск и лоск. Сразу успокоим — вернуть дискам былую красоту вполне возможно.
Гораздо сложнее исправить последствия ситуации, когда колесо попадает, например, в замаскированную лужей выбоину. Многие слышали, что диски можно ремонтировать и даже варить аргоном. Это так — существует капитальная реставрация ободов из алюминиевых сплавов, и многие мастерские такую услугу оказывают. Но далеко не все в курсе, как такой ремонт отражается на функциональных характеристиках колес.
Объективные условия на российских дорогах таковы, что у «литья» шансы уцелеть по прошествии определенного времени крайне невелики. Рано или поздно специалист шиномонтажа ставит диагноз «у диска сильное биение». В такой ситуации сложно принять взвешенное решение — реставрировать, восстанавливать или просто купить новый комплект?.
Узнайте экспертное мнение по поводу функциональных параметров, поломок и ремонтопригодности колесных дисков.
Эксплуатационные характеристики дисков
Литые диски стабильно востребованы у собственников авто — рынок предлагает широкий ассортимент таких изделий для любой марки и модели транспорта. При этом эстетичность «литья» подкреплена достойными эксплуатационными параметрами. Легкий вес в сочетании с прочностью обеспечивает комфорт при движении и продляет жизнь подвеске.
Основные плюсы:
- привлекательный вид;
- вес на 20% ниже, чем у штамповок;
- высокая теплопроводность, что снижает риск перегрева тормозных механизмов;
- прочная конструкция, устойчивая к нагрузкам;
- антикоррозийные свойства;
- положительно влияют на маневренность автомобиля — динамика улучшается, тормозной путь становится короче;
- положительно влияют на управляемость автомобиля.
- в продаже много подделок и просто низкокачественной продукции;
- пластичность низкая — на поверхности часто возникают трещины;
- низкая ремонтопригодность;
- часто продаются только в комплекте.
Типичные повреждения литых дисков
Незначительные и капитальные повреждения литых дисков в процессе эксплуатации неизбежны, поскольку дорожные условия в России, особенно в зимнее время года, представляют для колес агрессивную среду. Реагенты, поребрики и камни, ямы и выбоины, песок и щебень — все это и многое другое контактирует с дисками. Это приводит к появлению трещин, сколов и царапин, осевых и радиальных смещений. Эмаль мутнеет и отслаивается.
При этом повреждения вовсе не безобидны:
- трещины в ободе часто становятся причиной стравливания воздуха из камеры — как правило, такие повреждения свойственны шинам с низкопрофильной резиной;
- вмятины проводят к радиальному смещению — такие повреждения появляются после сильных ударов при наездах на поребрики или глубокие выбоины с острыми краями;
- смещение по оси возникает после боковых ударов после аварий или опасных заносов со столкновениями — повреждения могут быть незаметными, но при движениях возникает дисбаланс с вибрацией;
- царапины и сколы, вызванные действием песка, гравия и реагентов приводят к отслоению краски и помутнению эмали — при этом ржавчина не появляется, поскольку диски имеют антикоррозийное покрытие.
Значительная часть повреждений ремонту вполне поддается. Возможно даже капитальное восстановление. Есть умельцы, которые даже собирают диски по кускам. Но никто не даст гарантии, что такая конструкция не разлетится на части прямо во время движения.
Существует и промышленное восстановление. В Японии и Европе с помощью точечной сварки изделия собирают, швы шлифуют, шпаклюют, окрашивают так, что заметить следов ремонта невозможно. После чего колеса реализуются на аукционах и продаются в России и странах ближнего зарубежья. В Японии и ЕС эксплуатация отремонтированных дисков запрещена на законодательном уровне.
Виды ремонта
Поговорим о капитальном ремонте. В России диски и ремонтируются, и успешно эксплуатируются после ремонта. Литье сваривают аргоном и катают на станках — несмотря на то, что это оборудование предназначено для стальных дисков.
Есть важный нюанс — такая раскатка должна быть только холодной, что занимает немало времени. Однако в целях экономии времени и средств российские мастера подвергают диски нагреванию. Процесс ускоряется, но при этом меняется структура металла. Она становится менее прочной. Если у вас нет другого выхода, можно временно поставить такой диск на заднюю ось.
Что касается устранения вмятин паяльной лампой, то от таких умельцев нужно уходить сразу. Кристаллическая структура после такого ремонта будет безнадежно повреждена. При попадании в яму на скорости изделие просто развалится на куски.
Перейдем к ремонту косметическому. Здесь все проще — можно полностью устранить сколы и прочие дефекты. С такой задачей некоторые автовладельцы справляются самостоятельно.Диски шлифуют наждачкой, обезжиривают и наносят грунт. Когда слой высохнет, наносят эмаль. Все материалы для ремонта дисков без труда можно купить в специализированных магазинах, в том числе онлайн. Как правило, такой покраски хватает только на сезон, но это лучше, чем кататься с «облезлыми» колесами.
В мастерских внешний ремонт сделают более качественно, а приглядный вид восстановят порошковой покраской, как это делается на заводах. При этом краска должна быть электрически заряженной, чтобы сцепление с металлом было прочным. После этого диски ненадолго помещают в специальную печь,где краска подвергается полимеризации.
В хорошей мастерской диски приведут в полный порядок — они ничем не будут отличаться от оригинальной продукции прямо с завода. Однако такую процедуру дешевой назвать нельзя — по меньшей мере это обойдется в половину цены нового комплекта. По этой причине целесообразно красить лишь качественные брендовые изделия без серьезных структурных повреждений.
Итоги — стоит ли восстанавливать
Итак, косметические повреждения устранять определенно стоит. Делать это можно самостоятельно с помощью аэрозольной краски (это недорого, но недолговечно) либо в мастерской (такого ремонта хватит на несколько сезонов).
Небольшие вмятины устраняют профессиональным способом с помощью холодного проката. Обязательно проконтролируйте сотрудников — от этого в конечном счете зависит ваша собственная безопасность.
Значительные вмятины и трещины лучше не восстанавливать. Внешний вид вернуть ободу получится, но эксплуатационные характеристики будут утрачены. Ездить с такими дисками категорически не рекомендуется. Покупайте новые — это будет дешевле, чем восстанавливать машину, которая опрокинется в кювет, когда диск развалится на полном ходу. Не говоря уже о том, что водитель и пассажиры могут серьезно пострадать.